Научно-практический семинар «Продвижение медийно-информационной грамотности в информационном обществе» работал в Кирове
23-24 марта 2015 г. в Кировской областной научной библиотеке им. А.И. Герцена состоялся межрегиональный научно-практический семинар «Продвижение медийно-информационной грамотности в информационном обществе». Семинар был организован в сотрудничестве с Российским комитетом программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества, Департаментом культуры Кировской области при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В семинаре приняли участие более 180 человек: руководители и специалисты органов управления и организаций в сфере культуры, науки, информационных технологий и связи, печати и массовых коммуникаций, библиотечные работники, исследователи и преподаватели, работающие в сфере журналистики, педагогики, представители печатных и электронных СМИ из Москвы, Кирова и Кировской области. В качестве ведущих семинара выступили Е.И. Кузьмин, заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (г. Москва); С.Д. Бакейкин, заместитель председателя Российского комитета программы ЮНЕСКО «Информация для всех», исполнительный директор Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, член Правления Российской библиотечной ассоциации (г. Москва) и директор Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена Н.П. Гурьянова.
Семинар открыла директор библиотеки Надежда Павловна Гурьянова, представив гостей и напомнив участникам, что это уже третий семинар, организованный совместно с Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества в г. Кирове.
С приветственным словом к участникам семинара обратились глава департамента культуры Кировской области Павел Николаевич Сырцев и заместитель председателя Межправительственного совета и председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества Евгений Иванович Кузьмин.
Евгений Иванович Кузьмин представил доклад «Медийно-информационная грамотность: новый императив», в котором он сформулировал следующие вопросы для решения проблемы:
- Почему нужно заниматься формированием медийно-инфомационной грамотности?
- Что такое медийно-инфомационная грамотность?
- Как надо заниматься продвижением медийно-инфомационной грамотности?
- Кто должен это делать?
Е.И. Кузьмин охарактеризовал количественные и качественные изменения информационной среды с течением времени, проанализировал особенности создания и распространения информационного контента в эру бумажных и цифровых технологий, обозначил ряд негативных тенденций, которые проявились в современном обществе с развитием ИКТ, призвал глубоко и всесторонне изучать и распространять мировой опыт по продвижению медийно-инфомационной грамотности. В качестве положительного опыта Е.И. Кузьмин рекомендовал наработки польских экспертов, обобщённых в книге «Цифровое будущее: Каталог навыков медиа- и информационной грамотности».
Об особенностях взаимосвязи медиаобразования и медиакультуры подробно рассказал Александр Вячеславович Шариков, профессор Департамента медиа Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва). Он исследовал генезис понятий «медиакультура», «медиаграмотность», «медиаобразование», определил факторы успешного развития медиакультуры, уделил внимание проблемам медиабезопасности. В качестве способов преодоления конфликта между медиа и обществом Шариков А.В. назвал ужесточение законодательства в сфере СМК, саморегулирование медиасферы и медиаобразование.
О деятельности и проектах Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества по продвижению медиа-информационной грамотности поведал аудитории Сергей Дмитриевич Бакейкин.
В прениях прозвучал самый животрепещущий для данной аудитории вопрос, который озвучила директор библиотеки Н.П. Гурьянова: каким же видится будущее библиотек на данном этапе? Вопрос был обращён, прежде всего, к Е.И. Кузьмину.
Кузьмин Е.И. отметил, что библиотекам не стоит питать иллюзий и ждать позитивных изменений, тем более что экономический кризис и информационные войны усугубляют ситуацию. Библиотекам нужно развивать новые направления деятельности, подстраиваясь под меняющийся мир, и искать аргументы влияния на региональные и федеральные власти, отвечающие за формирование библиотечной политики.
Второй день семинара был посвящён презентации мультимедийных продуктов и проектов для использования в культурно-просветительской и образовательной деятельности.
Борчина Марина Анатольевна, заведующая отделом инновационных технологий Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, рассказала об использовании медиатехнологий в культурно-просветительской деятельности художественного музея. В2007 г. на базе Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых был открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», благодаря чему удалось реализовать немало интересных культурно-образовательных проектов, таких как: виртуальная выставка «Спорт в русском изобразительном искусстве» (2013 г.), интерактивный проект «Выставка одной картины» (2013 г.), виртуальное путешествие к Васнецовым на Вятку «Рябово» (2014 г.) и др.
С одним из образовательных компонентов общегородского информационного Интернет-ресурса Kirovnet.ru познакомила слушателей Ольга Леонидовна Костылева, журналист Кировского городского портала Kirovnet.ru. Она была инициатором создания на портале историко-краеведческих рубрик «История одной фотографии» и «Городские загадки», которые в дальнейшем вызвали живой отклик у кировчан и обрели широкую популярность.
О работе над культурно-просветительским телепроектом «Вятские. Война и мир» и цикле телепередач «Навстречу Победе» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) рассказал Алексей Александрович Фоминых, автор и режиссёр телепроекта, журналист ГТРК «Вятка». При создании телесюжетов авторы проводили серьёзные историко-краеведческие разыскания, обращались к первоисточникам, работали с документами в архивах и библиотеках. Проект оказался невероятно интересным и востребованным в образовательном процессе – авторов охотно приглашают на уроки в кировские школы поделиться своими изысканиями и увлечь ребят историей Вятского края. Все серии телепроекта доступны для просмотра в интернете на сайте ГТРК и в социальных сетях.
Татьяна Алексеевна Перминова, директор АНО «Областной киноклуб», представила телевизионные продукты киноклуба, фрагменты творческих работ учащихся и студентов, осваивающих азы тележурналистики в рамках проекта «Молодёжный телеформат», на кинослётах и мастер-классах.
В последнее время библиотеки активно используют для продвижения чтения в молодёжной среде такой формат медиапродукции, как буктрейлер. О способах и особенностях создания буктрейлеров рассказала преподаватель Вятского колледжа культуры Ирина Анатольевна Бердникова.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП № 51 г. Кирова Ирина Леонидовна Печёнкина представила методику творческого чтения, разработанную с целью активизации у детей художественного восприятия образов и развития речевой культуры. Учащиеся пытаются творчески осмыслить литературный текст путём создания видеороликов по лирическим произведениям. Для кого-то из ребят этот опыт служит первой ступенькой в стремлении проявить себя на школьном телевидении.
В рамках семинара состоялась презентация книг, изданных Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» по продвижению медийно-информационной грамотности.
Евгений Иванович Кузьмин, подводя итоги семинара, обобщил и проанализировал выступления участников семинара. По итогам работы семинара было отмечено:
- в период кризиса книжной культуры, который переживает современное информационное общество, важно сохранить текстовую культуру в интенсивном потоке визуальной информации;
- научиться критически оценивать и осмысливать информацию, полученную из медийных источников;
- осознавать опасность информационных угроз;
- искать и разрабатывать действенные методики обучения медийно-информационной грамотности.
Наталья Владимировна Стрельникова,
заместитель директора по библиотечной работе
Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена.