Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»"
Действующие нормативные документы:
-------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
В ноябре 2015 года Секция РБА по формированию библиотечных фондов предложила Российской книжной палате (ИТАР-ТАСС), библиотекам — получателям федерального обязательного экземпляра, Российскому книжном союзу, Ассоциации книгоиздателей России, издательствам и издающим организациям, всем заинтересованным организациям направлять официальные обращения и поправки к принятому в первом чтении законопроекту в Государственную Думу Российской Федерации.
Документы, направленные РБА в Совет Федерации Федерального Собрания РФ:
1. Официальное письмо президента РБА В. Р. Фирсова;
3. Таблица предлагаемых поправок к законопроекту № 794026-6.
-------------------------------------------------------------------------------------
21 октября 2015 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект № 794026-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (в части введения обязательного экземпляра электронных копий печатных изданий)». В течение 30 дней, до 21 ноября 2015 года, принимались поправки для подготовки документа к рассмотрению во втором чтении.
-------------------------------------------------------------------------------------
19 марта 2015 года Комитет по культуре Государственной Думы провел в Москве очередное совещание, на котором рассматривался законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
Протокол Совещания (от 19 марта 2015 года)
-------------------------------------------------------------------------------------
По итогам совещания в Комитете по культуре Госдумы (15 декабря 2014 года):
Письмо президента РБА В.Р. Фирсова статс-секретарю — заместителю Министра культуры РФ Г.П. Ивлиеву от 12.02.2015
Письмо генерального директора ИТАР-ТАСС С.В. Михайлова Министру культуры РФ В.Р. Мединскому от 10.02.2015
-------------------------------------------------------------------------------------
15 декабря 2014 года в Комитете по культуре Государственной Думы ФС РФ состоялось совещание по обсуждению проекта Федерального закона «"О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»".
В рамках подготовки к совещанию РБА обратилась к представителям библиотек и издательств с призывом высказывать конкретные предложения по совершенствованию системы ОЭ в адрес Комитета по культуре Государственной Думы РФ и РБА.
Обращения в Правительство РФ, Комитет по культуре Госдумы и Министерство культуры РФ:
Обращения директора Библиотеки по естественным наукам РАН Н.Е. Калёнова
Отклики на обращения директора Библиотеки по естественным наукам РАН Н.Е. Калёнова из Министерства культуры РФ и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ
Обращение директора Кемеровской областной научной библиотеки В.А. Никулиной
Обращения директора Политехнического музея Ю. В. Шахновской
Обращения председателя Информационно-библиотечного совета РАН А.Ф. Андреева
Обращение директора Института научной информации по общественным наукам РАН Ю.С. Пивоварова
Письмо и.о. директора НТЦ «Информрегистр» Т.В. Плескачевой президенту РБА В.Р. Фирсову
-------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
Позиция профессионального сообщества
11 ноября 2014 года в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Библиотечные фонды: проблемы и решения» (VII Сибирский библиотечный форум, Кемеровская областная научная библиотека им.В.Д. Федорова, 10-14 ноября 2014 г.) состоялась профессиональная дискуссия «Реформирование системы обязательного экземпляра в цифровой среде: поиск баланса интересов авторов, издателей, библиотек и пользователей»: стенограмма дискуссии.
Результаты обсуждений нашли отражение в Резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Библиотечные фонды: проблемы и решения» и позволяют предложить следующую модель реформирования системы ОЭ в России.
Предлагаемая концепция реформирования системы обязательного экземпляра в России
Реформирование системы обязательного экземпляра в России должно носить продуманный, поэтапный характер.
Поток отечественной книжной продукции (один и тот же контент в печатном и электронном виде) должен поступать в единый защищенный центр. Для издательств необходим принцип «одного окна».
Функцию Национального архива печати, как в традиционном, так и в электронном виде считаем необходимым закрепить за ИТАР ТАСС (РКП).
ОЭ - электронную копию печатного издания направлять в ИТАР ТАСС (РКП). Издательства одновременно с отправкой ОЭ печатных изданий и ОЭ электронной копии печатного издания, загружают на сервер ИТАР ТАСС (РКП) библиографические описания, аннотацию, информацию об источниках, условиях и цене приобретения издания.
ИТАР ТАСС (РКП) обеспечивает оперативное информирование потребителей о поступлении обязательного экземпляра и ОЭ электронной копии печатного издания.
Библиотеки – получатели ОЭ имеют право заказа на доставку обязательного экземпляра в течение одного месяца со дня выхода издания в свет.
Список библиотек, имеющих право заказа и получения ОЭ на платной основе, утверждается Правительством РФ с учетом консолидированного мнения профессионального сообщества.
-------------------------------------------------------------------------------------
Заключения на законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»":
Участие РНБ (РБА) в общественном обсуждении законопроекта (30 июля 2014 г.)
Отзыв Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН
Отзыв Новосибирской государственной областной научной библиотеки
Отзыв Библиотеки по естественным наукам РАН
Резюме отзывов:
Реформирование существующей системы обязательного экземпляра документов без создания системы ОЭ на новом содержательном, организационном и технологическом уровнях нецелесообразно. Сокращение количества печатных обязательных экземпляров возможно только после введения в промышленную эксплуатацию равноценной системы замены обязательного экземпляра электронной копией печатного издания. Законодательное, одновременное сокращение печатных изданий с 16 до 6 экз. разрушит сложившуюся систему ОЭ и отрицательно повлияет на информационное обеспечение научной и образовательной деятельности в стране.
Модернизация системы обязательного экземпляра необходима, но она должна носит продуманный, поэтапный характер, согласованный со всеми заинтересованными участниками системы ОЭ ( представителями издательств, ИТАР ТАСС [РКП], библиотеками-получателями ОЭ) и поэтапный характер. Необходим пилотный этап подготовки законопроекта.
Нуждается в дополнительной правовой проработке вопрос о количестве всех видов обязательного экземпляра печатных изданий и эффективном перераспределении универсальных и профилированных комплектов ОЭ между получателями, в том числе выделении двух универсальных комплектов обязательного экземпляра на юг России и Урал. Кроме того, субъектам РФ необходимо предоставить право самостоятельно устанавливать типо-видовую структуру обязательного экземпляра на региональном уровне, включая ОЭ электронной копии печатного издания.
Нецелесообразной представляется доставка ОЭ электронных копий печатных изданий на материальных носителях в адрес трех национальных библиотек, так как это приведет к увеличению неоправданных издержек, как издателей, так и Национальных библиотек – получателей ОЭ, разрыву печатного и электронного потока одного и того же контента, увеличению риска потери полноты поступления ОЭ.
Особую обеспокоенность профессионального сообщества вызывает отсутствие проработки механизмов защиты прав авторов и правообладателей в процессе обеспечения доступа к контенту, полученному по системе ОЭ через единый портал «Национальной электронной библиотеки» для любой библиотеки страны, что возможно в рамках п.1.ст.1285 IV части ГК РФ и может привести к обрушению издательской системы в стране и, в конечном итоге, к полному разрушению системы обязательного экземпляра документов в России. Это особенно опасно в условиях экономического кризиса, когда по оценкам экспертов издательский рынок России может сократиться на 15-20%.
Итоги профессионального обсуждения данного законопроекта с участием всех заинтересованных сторон (издателей, правообладателей, библиотек) показывают, что в если закон будет принят в предлагаемой редакции, он работать не будет и в конечном счете не принесет пользы ни издателям, ни библиотекам. Вместо модернизации системы ОЭ приведет к ее разрушению.
3 сентября 2014 года состоялась тематическая сессия "Реформа системы обязательного экземпляра" в рамках Круглого стола «Законодательные инициативы и правовое регулирование книжной отрасли», организованного журналом "Университетская книга" и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям на 27-й Московской международной книжной выставке-ярмарке.
Видеозапись круглого стола (2-я сессия: начиная с 01 ч 09 мин)
-------------------------------------------------------------------------------------
С 4 июня до 4 августа 2014 года новый законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»", разработанный Министерством культуры, был размещен для общественного обсуждения на «Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных и правовых актов и результатов их общественного обсуждения».
Суть изменений, предлагаемых законопроектом Минкультуры России «О внесении изменений в Федеральный закон 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»
Законопроектом МК РФ вводится новая по сравнению с действующим ФЗ№-77 «Об обязательном экземпляре документов» система обязательного экземпляра, смысл которой состоит в ведении нового понятия «электронная копия печатного издания», передаче трех ОЭ электронных копий печатных изданий на материальном носителе непосредственно в три национальные библиотеки (по одному экземпляру электронной копии печатного изданий в РГБ, РНБ, Президентскую библиотеку им.Б.Н.Ельцина) при одновременном сокращении общего количества обязательных экземпляров печатных изданий (книг, брошюр, журналов и продолжающихся изданий) с 16 до 6 экз.
По мнению разработчиков, передача трех электронных копий печатных изданий обязательного экземпляра производителями документов непосредственно в национальные библиотеки существенно сократит государственные расходы, связанные с оцифровкой печатных изданий библиотеками. В настоящее время Национальная электронная библиотека пополняется за счет оцифровки печатных изданий. В дальнейшем наполнение Национальной электронной библиотеки предлагается осуществлять за счет электронной копии печатного издания, которая будет предоставляться в библиотеки в качестве обязательного экземпляра. Это позволит сократить расходы на оцифровку новых изданий, которые цифруются сейчас в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», повысить качество и увеличить объем фонда Национальной электронной библиотеки.
Сводка предложений по итогам публичного обсуждения
Доработанный текст законопроекта после проведения публичного обсуждения
-------------------------------------------------------------------------------------
Серия совещаний, организованных нормативно-правовым департментом Минкультуры России в ноябре-декабре 2013 г. по вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 г. №77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" в части предоставления обязательного экземпляра в электронном виде и целесообразности внесения изменений в IV часть ГК РФ, в которых приняли участие специалисты департамента образования и науки МК РФ, Минкомсвязи, Федерального агенства по печати и СМИ, Национальных библиотек: РГБ, РНБ, ПБ, Федеральных библиотек - получателей ОЭ, представители издательств (Эксмо, Инфра-М, Юрайт), профессиональной прессы (журнал "Университетская книга") закончилось оформлением официального протокола, в котором, однако, нашли отражение далеко не все высказанные позиции.