Апрель 2013 г. Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела
5 апреля 2013 г. принят Федеральный закон от N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, а также аудита и контроля в сфере закупок.
Федеральный закон, за исключением отдельных его положений, вступает в силу с 1 января 2014 года. С этой же даты утрачивает силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Федеральный закон распространяется на закупки, осуществляемые государственными органами (в том числе органами государственной власти), органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, бюджетными и казёнными учреждениями. При этом бюджетные учреждения вправе осуществлять в упрощённом порядке в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» некоторые закупки за счёт средств, полученных в результате предоставления грантов, ведения приносящей доход деятельности, а также для привлечения субподрядчиков в ходе исполнения заключённого учреждением контракта.
Положения Федерального закона распространяются на планирование и осуществление закупок за счёт предоставленных автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Кроме того, положения Федерального закона распространяются на осуществление закупок иными юридическими лицами за счёт бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
В целях информационного обеспечения контрактной системы Федеральным законом предусматривается создание единой информационной системы, которая позволит сопоставлять и контролировать информацию, содержащуюся, например, в плане закупок, плане-графике закупок и в документации о закупках.
Планирование закупок направлено на обеспечение прозрачности и предсказуемости осуществления деятельности в этой сфере путём размещения планов закупки, планов-графиков закупок в единой информационной системе.
Устанавливается необходимость обоснования осуществляемой заказчиком закупки, в том числе объекта закупки, начальной (максимальной) цены контракта, а также вводится нормирование по отношению к закупаемым товарам, работам, услугам.
Предусматривается обязательное общественное обсуждение отдельных видов закупок, по результатам которого могут быть внесены соответствующие изменения в документацию о закупке или закупка может быть отменена.
Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничивать допуск указанных товаров, работ, услуг для осуществления закупок, тем самым обеспечивается защита внутреннего рынка Российской Федерации и поддержка отечественного производителя.
Учреждениям и предприятиям уголовно-исправительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преференции. Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сохраняются прежние способы– открытый и закрытый конкурсы, электронный и закрытый аукционы, запрос котировок, возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также устанавливаются новые – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений. В частности, такой способ, как конкурс с ограниченным участием, применяется в случае, если поставку товаров по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществлять только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.
Источник: http://www.consultant.ru/law/doc/fks/
22 апреля 2013 г. Президент РФ В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
«Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:
статью 37 дополнить абзацем следующего содержания:
«подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации.»;
2) раздел VII дополнить статьей 401 следующего содержания:
«Статья 401. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации
1. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации разрабатывается в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях ее развития.
2. Ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок подготовки, распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.». Источник: http://президент.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/17945
22 апреля 2013 г. подписан Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года культуры» от 22.04.2013г N 375. (полный текст)
«В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю:
1. Провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры.
2. Правительству Российской Федерации:
а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года культуры;
б) утвердить состав организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года культуры;
в) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года культуры.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.»
Источник: http://президент.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/17944
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=554881
3 апреля 2013 г. в Правительстве РФ Министр культуры РФ В.Мединский принял участие в совещании по основным направлениям бюджетной политики отраслевой социальной сферы на 2014–2016 гг.
На заседании обсуждался вопрос формирования трехлетнего бюджета для финансирования социальных сфер. В частности, вопросы повышения заработной платы работникам культуры, сохранения культурного наследия, развития кинематографии, эффективности использования государственного имущества и др.
10 апреля 2013 г. статс-секретарь – заместитель Министра культуры РФ Г.Ивлиев провел совещание по вопросу проработки проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет».
На совещании выступили представители Государственной Думы РФ, Минэкономразвития, Минкомсвязи, ведущих телевизионных каналов, операторов сотовой сети, Интернет-ресурсов и другие эксперты. Участники встречи обсудили предлагаемые изменения в действующее Законодательство РФ и проработали замечания к проекту, поступившие в ходе проведенного общественного обсуждения.
Основная идея предложенного на рассмотрение законопроекта заключается в необходимости совершенствования законодательства, направленного на пресечение нарушений интеллектуальных прав и защиту результатов интеллектуального труда.
В ходе заседания было принято решение создать рабочую группу с целью доработки проекта нормативно-правового акта с учетом мнения всех заинтересованных лиц. Также планируется решить вопрос об участии операторов связи в разработке законопроекта.
Подводя итоги заседания, Г. Ивлиев подчеркнул, что проблема законодательного регулирования деятельности сетевого сообщества созрела давно и разрабатываемый законопроект станет первым шагом на пути к совершенствованию законодательства, направленного на борьбу с Интернет-пиратством.
17 апреля 2013 г. Министр культуры РФ В.Мединский и Министр связи и массовых коммуникаций РФ Н.Никифоров провели рабочее совещание по законодательным мерам защиты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. Совещание прошло в Министерстве культуры РФ. В нем также приняли участие заместители Министра культуры РФ Г.Ивлиев, И.Демидов и руководители профильных департаментов Министерства культуры РФ. Участники совещания обсудили вопросы, связанные с совершенствованием законодательной базы и выработкой эффективных мер и механизмов, направленных на защиту интеллектуальной собственности в сети Интернет и в информационно-телекоммуникационных сетях.
18 апреля 2013 г. Министр культуры РФ В. Мединский провел рабочую встречу с председателем Совета директоров корпорации «Биоэнергия» Д. Якобашвили. В ходе встречи обсуждался вопрос доработки проекта Федерального закона РФ «О меценатской деятельности».
«Мы считаем этот законопроект по сути правильным, но нуждающимся в доработке, о чем и договорились с его авторами», — заявил Министр.Проект Федерального закона РФ «О меценатской деятельности» был подготовлен и внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ в ноябре 2012 года депутатами М.Максаковой, С.Говорухиным, Л.Швецовой и И.Кобзоном. Законопроект предусматривает государственные гарантии стимулирования меценатской деятельности — ими являются «налоговые и иные льготы, распространяющиеся на меценатов в соответствии с законодательством о налогах и сборах». Законопроект прошел рассмотрение рабочей группой при Совете по государственному и частному партнерству, и уже подготовлен ряд поправок, в составлении которых принимали участие члены Общественного совета при Министерстве культуры РФ.
19 апреля 2013 г. подписан Приказ Министерства культуры РФ от № 409 «О создании Координационного совета по совершенствованию системы учета, формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 5.4.5. и 6.5. Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля2011 г. № 590, и в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 29 июля2011 г. № Пр-2177, от 5 января2013 г. № Пр-16 и поручения Правительства Российской Федерации от 29 января2013 г. № ОГ-П44-485 по вопросу обеспечения эффективного осуществления работ по учету объектов культурного наследия, приказываю:
1. Создать Координационный совет по совершенствованию системы учета, формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Утвердить состав Координационного совета по совершенствованию системы учета, формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приложение № 1).
3. Утвердить Положение о Координационном совете по совершенствованию системы учета, формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (приложение № 2).
Источник: http://mkrf.ru/dokumenty/order/detail.php?ID=289774
12 апреля 2013 г. подписан Приказ №376 «О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения «Государственная общественно-политическая библиотека» и федерального государственного бюджетного учреждения «Государственная публичная историческая библиотека России».
22 апреля 2013 г. на сайте Министерства культуры опубликованы мнения директоров крупнейших библиотек о ситуации вокруг объединения Государственной публичной исторической и Государственной общественно-политической библиотек.
Директор Государственной публичной исторической библиотеки М. Афанасьев: «Объединение позволит более эффективно использовать потенциал, который имеет Государственная общественно-политическая библиотека. Сегодня, в силу объективных причин, невозможно развивать ее как публичную. В рамках же объединенной библиотеки, на базе фондов и справочного аппарата ГОПБ будет работать Научный центр социально-политической истории. Здесь ученые не только России, но и всего мира смогут вести исследовательскую работу, используя научные ресурсы уникальных библиотечных фондов».
Директор Российской государственной библиотеки А. Вислый: «Объединение Государственной общественно-политической библиотеки с одной из более крупных федеральных библиотек обсуждалось еще с 2005 года. Вначале планировалось присоединить ее к Российской государственной библиотеке, затем стал рассматриваться вопрос о присоединении к Государственной публичной исторической библиотеке. По составу фонда и профилю комплектования ГОПБ последний вариант выглядит более приемлемым. Безусловно, процесс объединения повлечет за собой частичное или полное перемещение книг, что всегда оказывает негативное влияние на сохранность фондов. Но, как мне кажется, плюсов в таком решении больше, чем минусов. Во-первых, читателей у этих книг прибавится, и условия их обслуживания улучшатся. Во-вторых, решится вопрос о будущем использовании того здания, в котором сейчас находится общественно-политическая библиотека. И, наконец, при взвешенном, и, я бы сказал, неторопливом процессе объединения не пострадают ни книги, ни читатели, ни сами сотрудники библиотеки».
Генеральный директор Российской национальной библиотеки А. Лихоманов: «В течение всех лет своего существования ГОПБ сталкивается с большим количеством проблем организационного характера, которые не позволяют библиотеке в полной мере реализовать свое предназначение как обладающей ценным историко-культурным ресурсом и предназначенной, прежде всего, для профессиональной аудитории. Считаю в данном случае присоединение ГОПБ к ГПИБ целесообразным. В определенной мере его можно расценивать не как слияние или ликвидацию, а как присоединение для «спасения». Думаю, что более мощный административно-управленческий ресурс ГПИБ и ее авторитет будут способствовать решению организационных проблем ГОПБ.
С чисто профессиональной точки зрения, всегда была очевидна необходимость тесного взаимодействия двух сходных по профилю библиотек. Концептуально ресурсы ГОПБ должны стать частью общей концепции документального раскрытия истории советского периода, как для научных исследований, так и для обеспечения патриотической работы».
Член Общественного совета Министерства культуры РФ, президент Российской библиотечной ассоциации В. Фирсов: «Тесное взаимодействие Государственной публичной исторической библиотеки и Государственной общественно-политической библиотеки совершенно необходимо. В основе двух библиотек лежат общие по тематике и близкие по историческому периоду коллекции: Института Красной профессуры и Института Марксизма-Ленинизма. Обе библиотеки получают обязательный экземпляр по схожему профилю. Необходимость более активного использования этих двух библиотек связана с задачами по адекватному освещению истории нашей Родины, содействием патриотическому воспитанию. Объединение двух библиотек на основе общей концепции логично. С моей точки зрения, это создаст новые возможности для целевой работы с читательской аудиторией — концентрации общедоступного обслуживания на базе ГПИБ и специализированного обслуживания на базе создаваемого в структуре ГПИБ Центра социально-политической истории. Кроме того, всякое объединение — это оптимизация структуры управления. В этом смысле, я предполагаю, что в рамках вновь созданной единой библиотеки удастся, наконец, разрешить многолетние накопившиеся организационные проблемы развития Государственной общественно-политической библиотеки». Директор Российской государственной детской библиотеки М. Веденяпина: «Мне представляется данное решение достаточно разумным, взвешенным и логичным. То, что объединённую библиотеку возглавит М. Афанасьев, для меня уже критерий. При нем никакие библиотечные фонды не пропадут, делу будет только польза. Я вообще сторонник оптимизации. Но — просчитанной, без потерь для фондов и читателей. И раз уж процесс этот запускается, то эффект от него должен измеряться не в процентах, он должен составлять разы. Ну и ни в коем случае не должны быть ущемлены в правах пользователи».
Директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, вице-президент Международной федерации библиотек Е. Гениева: «Не вижу в этом драмы, как это почему-то представляют некоторые СМИ. Соединяются две институции. Директора М. Афанасьева могу определить как одного из самых ярких руководителей библиотек страны. Он точно понимает ценность книжных фондов и другие вопросы организации библиотечной работы.
Время требует новых начинаний, подходов. Проявлением этого можно считать и данное объединение. Я бы, может, еще подумала об объединении по профильной ориентации реорганизованной Государственной публичной исторической библиотеки и Российского государственного архива социально-политической истории. Это близкие по направлению деятельности структуры. Консолидация их ресурсов позволила бы создать мощные культурно-образовательные и просветительские центры. Об их необходимости сегодня много говорится. И подобные объединения — конкретные и разумные шаги в этом направлении.
В случае с объединением ГОПБ и ГПИБ никто никого не собирается ущемлять. Два руководителя-профессионала, каковыми, бесспорно, являются М. Афанасьев и И.Цветкова, могут замечательно существовать на едином историческом пространстве. Это, скорее, вопрос разумного использования государственных средств. И дело при этом не страдает. В Германии, к примеру, две части национальной библиотеки находятся в разных городах. Что не мешает ей эффективно функционировать, потому что там все нормально и по-современному организовано. Вокруг объединения сегодня много эмоций. Но лично я полагаю, что при разумной реорганизации не пострадают профессиональные специалисты библиотек. При этом за счет оптимизации управленческих структур можно будет повысить материальную мотивировку именно этих специалистов. Вообще, эта реорганизация — не спонтанный шаг. К этому долго шли. Никто с плеча не рубил. В ходе выработки решения учитывалось мнение специалистов, всесторонне изучалась ситуация. Это решение просто назрело. Не могу в этой связи не поделиться впечатлениями от участия в X Конференции министров культуры стран-участников Совета Европы, завершившегося 16 апреля в Москве. Её участники очень много говорили о новой роли библиотек. Но не в качестве хранилищ, а культурно-образовательных центров. Это— мировая тенденция. То есть мы следуем в данном случае ей».
Директор Российской государственной библиотеки для молодежи И. Михнова: «Любые структурные изменения в библиотечном деле — это нормальное явление. Нет трагедии в изменениях. Время требует действий. Но очень важно, что лежит под этими действиями в нашем библиотечном деле. Если они мотивированы желанием улучшить доступ людей к фондам или стремлением достичь лучшей сохранности фондов, я — «за». Плохо, когда все сводится лишь к экономии средств. В данном случае преследуются благие намерения. Помещения Государственной публичной исторической библиотеки находятся в центре Москвы, легко доступны, хорошо оборудованы. У ГОПБ с этим дела обстоят не так хорошо. Объединение позволяет реально решить эту проблему. Предполагаю, что обнаружится большое дублирование фондов. У обеих библиотек — большая зона пересекающихся интересов. Грамотная оптимизация фондов, их чистка даст хороший эффект, в том числе позволит эффективнее использовать площади. Объединенный фонд будет гораздо удобнее в работе, оптимальнее. Мне вообще нравится личность М. Афанасьева. Он не совершит нелогичных действий. И если взялся за столь серьезное дело, то там все будет разумно и организованно. Новая структура мне представляется вполне логичной. Я бы, к примеру, посоветовала вывести часть внутренних подразделений из помещений Государственной публичной исторической библиотеки в помещения ГОПБ. Это высвободило бы дополнительные площади для посетителей. Тогда неудобства посещения ГОПБ перестали бы негативно сказываться на ее публичности».
24—25 апреля 2013 г. в Минкультуры России прошло первое совещание членов Общественного совета при Министерстве с депутатом Государственной Думы РФ М.Максаковой-Игенбергс для совместной разработки поправок в законопроект «О меценатской деятельности», принятый в первом чтении на заседании Государственной Думы РФ 23 апреля 2013 года.
В совещании приняли участие Президент Российской библиотечной ассоциации, заместитель генерального директора Российской национальной библиотеки, В.Фирсов, генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.М.Рудомино Е.Гениева и др.
В своем выступлении президент Российской библиотечной ассоциации В.Фирсов, поддержав законопроект в целом, внес конкретные предложения по ряду статей, касающиеся правового положения. Генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино Е.Гениева внесла предложения по уточнению правового положения меценатов из зарубежных государств.
http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=1895
25 апреля 2013 года Министр культуры РФ В. Мединский открыл XVII заседание Координационного совета по культуре при Минкультуры РФ.
Заседание Координационного совета продлилось два дня — 25-26 апреля. На него собрались руководители культурной отрасли из разных регионов России. Первый день заседания посвящен роли работников культуры в сохранении национальных этнических культур. Открывая Координационный совет, Министр культуры В. Мединский рассказал, что финансирование культурной отрасли из федерального бюджета увеличится в 2014 году, который объявлен Годом культуры, и это даст возможность развивать региональные культурные программы. Он выразил надежду, что Год культуры поможет кардинально изменить отношение к работникам этой отрасли в регионах. Затем началось пленарное заседание на тему «О реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации». Присутствующие на заседании руководители органов культуры субъектов РФ единодушно отметили, что грамотная национальная политика может строиться в первую очередь через культуру. Ведь, как было замечено в дискуссии, через культуру — традиции, язык, историю, искусство — мы лучше понимаем друг друга. Каждый из присутствующих делился опытом о том, как поддерживается национальная культура у него в регионе. Единодушно было отмечено, что такие фестивали, как «Казачий круг», «Все мы — Россия», массовое празднование национальных праздников, популяризация национальных ремесел объединяют жителей страны.
Источник:
РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
На сайте РБА опубликован проект "Рекомендаций Российской библиотечной ассоциации по реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в общедоступных библиотеках России, осуществляющих обслуживание пользователей до 18-летнего возраста", подготовленный Межсекционной рабочей группой РБА по 436-ФЗ по решению Совета РБА. Рекомендации включают в себя только те нормы закона, которые выполнимы в общедоступных библиотеках.
Принципиальная позиция РБА состоит в том, что нормы по классификации и маркировке всего совокупного фонда общедоступных библиотек России (это около 800 млн единиц хранения) в соответствии с ФЗ № 436 — невыполнимы. Кроме того, никакие средства из федерального бюджета на эти работы в соответствии с Финансово-экономическим обоснованием, сопровождающем закон на стадии его принятия, запланированы не были. РБА будет вести последовательную работу по внесению предложений по изменению норм закона в части, касающейся библиотек.
Источник: http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=1843
(с) Российская библиотечная ассоциация
Составители обзора:
Специалисты Отдела межбиблиотечного взаимодействия Российской национальной библиотеки
Зав. ОМВ: И. А. Трушина
Зав. сектором правового обеспечения библиотек ОМВ: Е. И. Борисова